15 октября 2015 года я приняла участие в научно-практическом семинаре "Актуальные проблемы практической психологии образования" на тему "Скрытые проблемы особых детей: как предотвратить травлю в школе". Конференция была организована Министерством образования Московской области на базе Федерального института развития образования. Модератором конференции выступал Центр практической психологии образования АСОУ.
Открыла семинар И.М. Богомолова, заведующий отделом профилактики асоциальных явлений и социально-педагогической поддержки детства Управления воспитания и дополнительного образования детей Министерства образования Московской области. Начальник Центра практической психологии образования ГБОУ ВО «Академия социального управления» С.В. Кривцова в своем докладе «Буллинг в школе VS сплоченность неравнодушных. Организационная культура как способ решения проблем дисциплины и противостояния насилию» рассказала о мифах вокруг темы буллинга, механизмах возникновения буллинга и зарубежном опыте его профилактики.
Старший научный сотрудник Центра практической психологии образования Г.В. Резапкина в своем выступлении «Проведение психологических исследований среди учащихся с целью профилактики буллинга» затронула тему ограничений и возможностей использования психодиагностического инструментария в целях выявления и профилактики буллинга в образовательных организаций и познакомила участников семинара с опросником, разработанным немецкими психологами,формуляром для его обработки и письмом к родителям.
Вторая часть семинара была посвящена технологиям противодействия буллинга. Было организовано несколько мастер-классов: "Методика работы с буллингом", "Буллинг в детском саду: как обнаружить и как прекратить", "Сколько буллинга у нас в школе? Как и зачем проводить мониторинг буллинга". Меня заинтересовал мастер-класс "Методики работы с буллингом", который проводила С.В. Кривцова, кандидат психологических наук, начальник Центра практичекой психологии образования ГБОУ ВО МО "Академия социального управления" и Пономарева Елена Леонидовна, педагог-психолог колледжа г.Щелково.
В завершении Киселевой М.Г., кандидатом психологических наук, ведущим научным сострудником ЦРПСО ФГАУ "Федеральный институт развития образования" был представлен интересный доклад "Школьный буллинг детей с тяжелыми хроническими заболеваниями".
На официальном сайте службы практической психологии образования Московской области можно ознакомиться с Азбукой буллинга
Диагностические признаки суицидального поведения
Стремление побыть наедине с собой естественно и нормально для каждого человека. Но будьте начеку, когда замкнутость, обособление становятся глубокими и длительными, когда человек уходит в себя, сторонится вчерашних друзей и товарищей. Суицидальные подростки часто уходят в себя, сторонятся окружающих, замыкаются, подолгу не выходят из своих комнат. Они включают музыку и выключаются из жизни.
Каждый из нас время от времени капризничает, хандрит. Это состояние может быть вызвано погодой, самочувствием, усталостью, служебными или семейными неурядицами и т.п. Но когда настроение человека чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и упадком, налицо причины для тревоги. Существуют веские свидетельства, что подобные эмоциональные колебания являются предвестниками смерти.
Это глубокий эмоциональный упадок, который у каждого человека проявляется по-своему. Некоторые люди становятся замкнутыми, уходят в себя, но при этом маскируют свои чувства настолько хорошо, что окружающие долго не замечают перемен в их поведении. Единственный путь в таких случаях — прямой и открытый разговор с человеком.
Многим актам самоубийства предшествуют вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости и окружающим. Нередко подобные явления оказываются призывом суицидента обратить на него внимание, помочь ему. Однако подобный призыв обычно дает противоположный результат — неприязнь окружающих, их отчуждение от суицидента. Вместо понимания человек добивается осуждения со стороны товарищей.
Некоторые суицидальные подростки постоянно стремятся причинить себе вред, ведут себя “на грани риска”. Где бы они ни находились – на оживленных перекрестках, на извивающейся горной дороге, на узком мосту или на железнодорожных путях – они везде едут на пределе скорости и риска.
Отсутствие его или, наоборот, ненормально повышенный аппетит тесно связаны с саморазрушающими мыслями и должны всегда рассматриваться как критерий потенциальной опасности. Подростки с хорошим аппетитом становятся разборчивы, те же, у кого аппетит всегда был плохой или неважный, едят “в три горла”. Соответственно, худые подростки толстеют, а упитанные, наоборот, худеют.
Известны случаи, когда суицидальные подростки перестают следить за своим внешним видом. Подростки, оказавшиеся в кризисной ситуации, неопрятны, похоже, им совершенно безразлично, какое впечатление они производят.
Одни суицидальные подростки будут раздавать свои любимые вещи, другие сочтут необходимым перед смертью “привести свои дела в порядок”.
Эти заявления можно интерпретировать как прямое предупреждение о готовящемся самоубийстве. В таких случаях нельзя допускать черствости, агрессивности к суициденту, которые только подтолкнут его к исполнению угрозы. Напротив, необходимо проявить выдержку, спокойствие, предложить ему помощь, консультацию у специалистов.
Не исключено, что ваш родственник или знакомый задумал совершить самоубийство, если он произносит фразы типа: - «Я решил покончить с собой». - «Надоело. Сколько можно! Сыт по горло!» - «Лучше умереть» - «Пожил и хватит» - «Ненавижу всех и всё!» - «Ненавижу свою жизнь!» - «Единственный выход умереть!» - «Больше не могу!» - «Больше ты меня не увидишь!» - «Ты веришь в переселение душ? Когда-нибудь, может, и я вернусь в этот мир!» - «Если мы больше не увидимся, спасибо за всё!» - «Выхожу из игры, надоело!» 18. Активная предварительная подготовка: собирание отравляющих веществ и лекарств, боевых патронов, рисунки с гробами и крестами, разговоры о суициде как о легкой смерти, посещение кладбищ и красочные о них рассказы, частые разговоры о загробной жизни.
В настоящее время всё более актуальной становится проблема компьютерной зависимости. Так что же это такое? По определению «компьютерная зависимость» – это увлечение, связанные с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. Основным показателем наличия зависимости является концентрирование собственной жизни, интересов человека вокруг компьютера.
А Вам интересно знать, есть ли у Вас компьютерная зависимость? Тогда для начала Вам стоит пройти этот тест: