Главное содержание

Мониторинг степени распространенности булинга в учебных заведениях 

15 октября 2015 года я приняла участие в научно-практическом семинаре "Актуальные проблемы практической психологии образования" на тему "Скрытые проблемы особых детей: как предотвратить травлю в школе". Конференция была организована Министерством образования Московской области на базе Федерального института развития образования. Модератором конференции выступал Центр практической психологии образования АСОУ.

Открыла семинар И.М. Богомолова, заведующий отделом профилактики асоциальных явлений и социально-педагогической поддержки детства Управления воспитания и дополнительного образования детей Министерства образования Московской области. Начальник Центра практической психологии образования ГБОУ ВО «Академия социального управления» С.В. Кривцова в своем докладе «Буллинг в школе VS сплоченность неравнодушных. Организационная культура как способ решения проблем дисциплины и противостояния насилию» рассказала о мифах вокруг темы буллинга, механизмах возникновения буллинга и зарубежном опыте его профилактики.

Старший научный сотрудник Центра практической психологии образования Г.В. Резапкина в своем выступлении «Проведение психологических исследований среди учащихся с целью профилактики буллинга» затронула тему ограничений и возможностей использования психодиагностического инструментария в целях выявления и профилактики буллинга в образовательных организаций и познакомила участников семинара с опросником, разработанным немецкими психологами,формуляром для его обработки и письмом к родителям.

Вторая часть семинара была посвящена технологиям противодействия буллинга. Было организовано несколько мастер-классов: "Методика работы с буллингом", "Буллинг в детском саду: как обнаружить и как прекратить", "Сколько буллинга у нас в школе? Как и зачем проводить мониторинг буллинга". Меня заинтересовал мастер-класс "Методики работы с буллингом", который проводила С.В. Кривцова, кандидат психологических наук, начальник Центра практичекой психологии образования ГБОУ ВО МО "Академия социального управления" и Пономарева Елена Леонидовна, педагог-психолог колледжа г.Щелково.

В завершении Киселевой М.Г., кандидатом психологических наук, ведущим научным сострудником ЦРПСО ФГАУ "Федеральный институт развития образования" был представлен интересный доклад  "Школьный буллинг детей с тяжелыми хроническими заболеваниями".

На официальном сайте службы практической психологии образования Московской области можно ознакомиться с Азбукой буллинга

Диагностические признаки суицидального поведения

Стремление побыть наедине с собой естественно и нормально для каждого человека. Но будьте начеку, когда замкнутость, обособление становятся глубокими и длительными, когда человек уходит в себя, сторонится вчерашних друзей и товарищей. Суицидальные подростки часто уходят в себя, сторонятся окружающих, замыкаются, подолгу не выходят из своих комнат. Они включают музыку и выключаются из жизни.

Каждый из нас время от времени капризничает, хандрит. Это состояние может быть вызвано погодой, самочувствием, усталостью, служебными или семейными неурядицами и т.п. Но когда настроение человека чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и упадком, налицо причины для тревоги. Существуют веские свидетельства, что подобные эмоциональные колебания являются предвестниками смерти.

Это глубокий эмоциональный упадок, который у каждого человека проявляется по-своему. Некоторые люди становятся замкнутыми, уходят в себя, но при этом маскируют свои чувства настолько хорошо, что окружающие долго не замечают перемен в их поведении. Единственный путь в таких случаях — прямой и открытый разговор с человеком.

Многим актам самоубийства предшествуют вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости и окружающим. Нередко подобные явления оказываются призывом суицидента обратить на него внимание, помочь ему. Однако подобный призыв обычно дает противоположный результат — неприязнь окружающих, их отчуждение от суицидента. Вместо понимания человек добивается осуждения со стороны товарищей.

Некоторые суицидальные подростки постоянно стремятся причинить себе вред, ведут себя “на грани риска”. Где бы они ни находились – на оживленных перекрестках, на извивающейся горной дороге, на узком мосту или на железнодорожных путях – они везде едут на пределе скорости и риска.

Молодые люди с заниженной самооценкой или же относящиеся к себе и вовсе без всякого уважения считают себя никчемными, ненужными и нелюбимыми. Им кажется, что они аутсайдеры и неудачники, что у них ничего не получается и что никто их не любит. В этом случае у них может возникнуть мысль, что будет лучше, если они умрут.

Отсутствие его или, наоборот, ненормально повышенный аппетит тесно связаны с саморазрушающими мыслями и должны всегда рассматриваться как критерий потенциальной опасности. Подростки с хорошим аппетитом становятся разборчивы, те же, у кого аппетит всегда был плохой или неважный, едят “в три горла”. Соответственно, худые подростки толстеют, а упитанные, наоборот, худеют.

В большинстве своем суицидальные подростки спят целыми днями; некоторые же, напротив, теряют сон и превращаются в “сов”: допоздна они ходят взад-вперед по своей комнате, некоторые ложатся только под утро, бодрствуя без всякой видимой причины.

Многие учащиеся, которые раньше учились на “хорошо” и “отлично”, начинают прогуливать, их успеваемость резко падает. Тех же, кто и раньше ходил в отстающих, теперь нередко исключают из школы.

Известны случаи, когда суицидальные подростки перестают следить за своим внешним видом. Подростки, оказавшиеся в кризисной ситуации, неопрятны, похоже, им совершенно безразлично, какое впечатление они производят.

Некоторые люди, планирующие суицид, предварительно раздают близким, друзьям свои вещи. Как показывает опыт, эта зловещая акция — прямой предвестник грядущего несчастья. В каждом таком случае рекомендуется серьезная и откровенная беседа для выяснения намерений потенциального суицидента.

Одни суицидальные подростки будут раздавать свои любимые вещи, другие сочтут необходимым перед смертью “привести свои дела в порядок”.

Каждый человек имеет свой индивидуальный эмоциональный порог. К его слому может привести крупное эмоциональное потрясение или цепь мелких травмирующих переживаний, которые постепенно накапливаются. Расставание с родными, домом, привычным укладом жизни, столкновение со значительными физическими и моральными нагрузками, незнакомая обстановка и атмосфера могут показаться человеку трагедией его жизни. Если к этому добавляется развод родителей, смерть или несчастье с кем- либо из близких, личные невзгоды, у него могут возникнуть мысли и настроения, чреватые суицидом.

Внезапные, неожиданные изменения в поведении человека должны стать предметом внимательного наблюдения. Когда сдержанный, немногословный, замкнутый человек неожиданно начинает много шутить, смеяться, болтать, стоит присмотреться к нему. Такая перемена иногда свидетельствует о глубоко переживаемом одиночестве, которое человек стремиться скрыть под маской веселья и беззаботности. Другим тревожным симптомом является усиление пассивности, безразличие к общению, к жизни. Подростки, которые переживают кризис, теряют интерес ко всему, что раньше любили. Спортсмены покидают свои команды, музыканты перестают играть на своих музыкальных инструментах, те же, кто каждое утро делал пробежку, к этому занятию остывают. Многие перестают встречаться с друзьями, избегают старых компаний, держатся обособленно.

Как правило, суицидальные подростки прямо или косвенно дают своим друзьям и близким понять, что собираются уйти из жизни. Прямую угрозу не переосмыслить, различным толкованиям она не поддаётся. «Я собираюсь покончить с собой», «В следующий понедельник меня уже не будет в живых»… Косвенные угрозы, многозначительные намеки уловить труднее. Косвенные угрозы нелегко вычислить из разговора, иногда их можно принять за самые обыкновенные «жалобы на жизнь», которые свойственны всем нам, когда мы раздражены, устали или подавлены.

Эти заявления можно интерпретировать как прямое предупреждение о готовящемся самоубийстве. В таких случаях нельзя допускать черствости, агрессивности к суициденту, которые только подтолкнут его к исполнению угрозы. Напротив, необходимо проявить выдержку, спокойствие, предложить ему помощь, консультацию у специалистов.

Не исключено, что ваш родственник или знакомый задумал совершить самоубийство, если он произносит фразы типа: - «Я решил покончить с собой». - «Надоело. Сколько можно! Сыт по горло!» - «Лучше умереть» - «Пожил и хватит» - «Ненавижу всех и всё!» - «Ненавижу свою жизнь!» - «Единственный выход умереть!» - «Больше не могу!» - «Больше ты меня не увидишь!» - «Ты веришь в переселение душ? Когда-нибудь, может, и я вернусь в этот мир!» - «Если мы больше не увидимся, спасибо за всё!» - «Выхожу из игры, надоело!» 18. Активная предварительная подготовка: собирание отравляющих веществ и лекарств, боевых патронов, рисунки с гробами и крестами, разговоры о суициде как о легкой смерти, посещение кладбищ и красочные о них рассказы, частые разговоры о загробной жизни.

В настоящее время всё более актуальной становится проблема компьютерной зависимости. Так что же это такое? По определению «компьютерная зависимость» – это увлечение, связанные с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. Основным показателем наличия зависимости является концентрирование собственной жизни, интересов человека вокруг компьютера.

А Вам интересно знать, есть ли у Вас компьютерная зависимость? Тогда для начала Вам стоит пройти этот тест: